Концепция

МКДОУ города Новосибирска

"Детский сад компенсирующего вида № 282"

Концепция

 

Концепция

«Если индивидом рождаются, то личностью становятся в результате воспитания, образования».

Становление личности человека напрямую связано с формированием психических процессов, освоением  человеком различных видов деятельности.

Первостепенное значение для становления личности имеет освоение речевой деятельности. Без речевой деятельности невозможен процесс овладения человеком общественно-историческим опытом, культурой, выработанной человечеством. Полноценная речевая деятельность - важнейшее условие всестороннего развития.

Речевая деятельность формируется и формирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Все высшие психические функции человека - восприятие, память, мышление, воображение, эмоции - формируются при непосредственном участии речи.

В процессе освоения речи происходит становление важнейших личностных образований:

u    инициативы,

u    самоутверждения,

u    саморегуляции и контроля,

u    уверенности,

u    решительности,

u    рефлексии.

Процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе трактуется как развитие между языковыми знаками и действительностью. Она развивается по мере развития познавательных способностей ребенка, по мере усложнения и расширения  круга коммуникативных ситуаций и предметной деятельности, которая обслуживается коммуникацией. Развитие названных связей - центральный процесс развития речи и он неотделим от процесса психического развития

Итак, основными факторами развития речи являются:

u    деятельность / прежде всего ведущая на данном возрастном этапе/,

u    полноценное общение /адекватное возрастным потребностям и возможностям ребенка/,

u    уровень сформированности психических процессов.

Все названные  факторы теснейшим образом связаны между собой. Так, деятельность и общение - это «две стороны одной медали»: нет деятельности вне общения, с одной стороны; и с другой стороны, всякое общение осуществляется в деятельности и по поводу деятельности.

Сенситивным периодом для освоения языка, речевой деятельности, физического и психического развития является дошкольный возраст. В силу характерной для него  особой пластичности нервной системы, высочайших компенсаторных возможностей психики и развивающейся личности. Если этот период оказывается упущенным, если взрослые находящиеся рядом с ребенком, не заботятся о развитии его речи, не умеют создать условия для овладения речью  как средством общения и мышления, то последствия в виде интеллектуальных, эмоционально-волевых процессов оказываются необратимыми.

Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого - либо патологического фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. Развитие ребенка с речевыми нарушениями в большей степени, чем у ребенка с нормально развитой речью зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормально говорящих сверстников; при сложных речевых дефектах возможности умственного развития  могут оказаться не реализованными.

Центр развития - как дошкольное образовательное учреждение - как первая ступень воспитания и образования человека - обеспечивает более оптимальные условия для психического развития маленького ребенка, становления его личности, коррекции и оздоровления.

Цель Центра:  Создание условий для полноценного речевого, психофизического и интеллектуального развития каждого воспитанника.

Задачи:

1.                Создать условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей, формировать у детей представления о здоровом образе жизни в семье и социуме.

2.                Обеспечить бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, соблюдение его конституционных прав.

3.                Организовать своевременную комплексную коррекционно - развивающую помощь в формировании речи детей, ее чистоты и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

4.                Развивать у детей инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению.

5.                Формировать представления об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность воспитанников    в различных видах детской деятельности.

6.                Обучать детей смелости быть свободным и ответственным, настойчивым    в преодолении трудностей, т.е. быть субъектом собственной жизни.

7.                Развивать представление о человеке в истории и культуре.

Модель выпускника Центра:

u    Ребенок с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Может видоизменить ранее усвоенные образцы движений, придумывать новые; детские движения приобретают произвольный характер, владеет собственным телом.

u    Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Доброжелательное отношение к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную тему.

u    Инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, рисовании, лепке; в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

u    Творческие способности, проявляющиеся в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребенок любит фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действий, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.

u    Ролевая и режиссерская игра характеризуются наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам.

u    Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

u    Произвольность в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкции педагога, следовать установленным правилам.

u    Легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к  порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов.

u    Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.

u    Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, старается сделать продукт качественно, переделать, если не получилось.

u    Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность проявляется нее только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на их основе собственные решения.

u    Имеет представление о жизнедеятельности человека в прошлом и настоящем, о устном народном творчестве, национальных традициях, праздниках.

Модель педагога Центра

Исходя из особой важности педагога  в формировании личности ребенка, мы считаем, что педагог должен обладать следующими качествами :

u    Знает закономерности психического и речевого развития, возрастные особенности детей.

u    Владеет качествами, обеспечивающими личностно - ориентированную модель взаимодействия с ребенком: субъект = субъектные отношения, (ребенок = взрослый).

u    Способен осуществлять выбор материала , форм и методов работы с детьми с учетом  индивидуальных особенностей каждого ребенка и группы.

u    Владеет техниками психолого - педагогического исследования.

u    Умеет рефлексировать педагогические ситуации в контексте развития  каждого ребенка.

u    Имеет потребность в саморазвитии, владеет методами  самодиагностики  и самокоррекции.

u    Владеет  высоким уровнем культурного и личностного развития.

Таким образом, труд педагога - это многофакторная психическая реальность, в которую входит с одной стороны - профессиональная деятельность ( знание технологий, методик, владение способами педагогического общения, осознание результатов деятельности и т.д.), а с другой - межличностные отношения, стиль управления и деятельность, которые проецируются на детское общество.

Научно – методическая проблема

Не всем педагогам удалось по - новому взглянуть на сущность коррекционно - воспитательного и образовательного процесса в условиях речевого Центра, поэтому они испытывают трудности:

u  в реализации личностно - ориентированного  взаимодействия  взрослых с детьми;

u  не до конца осознают  важность игровой деятельности вт развитии ребенка, поэтому испытывают трудности в управлении игрой;

u  в организации сотрудничества с родителями в полном объеме;

u  в анализе совместной деятельности и умении ее обосновать и представить.

Приоритетное направление  деятельности Центра - личностное развитие ребенка с нарушениями речи в процессе освоения им всех видов детской деятельности.

Речевое развитие - это  процесс освоения социально - исторического опыта, приобретенного человеческим обществом, который осуществляется в форме собственной  активной деятельности ребенка. Речевое развитие есть становление особой - речевой деятельности. Речевая деятельность не является полностью самостоятельной деятельностью, она всегда включена в какую-то  иную деятельность.

Осваивая  различные виды детской деятельности, ребенок - дошкольник обретает субъектность по отношению  к этим важнейшим сферам человеческой жизнедеятельности, осваивает позицию человека активно исследующего, познающего, преобразующего, что очень важно для полноценных отношений ребенка с предметным миром и миром человеческих отношений.

Участие в различных видах детской деятельности ставит ребенка в позицию субъекта деятельности и общения, а значит в позицию субъекта развития. Осваивая  позицию деятельности, ребенок оказывается в условиях, где необходимо видеть проблему, строить гипотезы, искать решения, удивляться, радоваться, переживать, осознавать затруднения, общаться ,говорить. В детских видах деятельности у ребенка формируется культура познания.

Предпочтение отдается таким формам работы с детьми, где ребенок может добиться успеха, проявить практические, творческие  умения.

Организация игровых групп  «взрослый – ребенок» позволит осуществлять коррекцию речи, эмоциональное развитие ребенка в контексте художественной, игровой деятельности. Создание театра для детей поможет им переключаться на игровое поведение: перевоплощаться, проявлять чувства, становиться раскованными. В основе деятельности логопеда, воспитателя - идея обогащения мира ребенка яркими, необычными событиями / открытия, встречи, образы, поэтическое слово и т.д./.

При такой организации коррекционно - развивающего воспитания и обучения, когда картина мира складывается в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками, возможно личностное развитие ребенка с нарушениями  речи, возможно выявление  ранней одаренности, индивидуальности, уникальных возможностей.

Дата последнего обновления страницы 21.05.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»